На главную страницу Отправить письмо Карта сайта

Преподаватели и студенты кафедры совершили поездку в Великобританию в составе делегации академии

Прот. Д. Юревич

Фото: Прот. А. Ольховников, прот. Д. Юревич, А.В. Юревич

03.03.2014

С 17 по 24 февраля проходила поездка в Великобританию делегации Санкт-Петербургской православной духовной академии во главе с ректором архиепископом Амвросием. В состав делегации вошли проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой библеистики протоиерей Димитрий Юревич с супругой, преподаватель библейской археологии протоиерей Димитрий Гольцев, заведущая факультетом иностранных студентов Н.В. Колесникова, преподаватель библейских дисциплин и аспирант академии священник Дионисий Харин, студент магистратуры библейского отделения протоиерей Алексий Ольховников.

Первые дни поездки делегация посвятила знакомству с церковными и культурными достопримечательностями Лондона, а также осмотру коллекции древностей Британского музея.

Вначале представители академии посетили Вестминстерское аббатство, основанное в 960 г. как бенедектинский монастырь и существовавшее в таком качестве до 1540 г. (до периода церковных реформ Генриха VIII). С 1560 г. и поныне оно действует как коллегиальный собор св. Петра в Вестминстере.


Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство


Члены делегации обратили внимание на установленный в 1998 г. на фасаде собора ряд скульптур мучеников, пострадавших за Христа в разных странах в XX в. и принадлежавшими к разным христианским деноминациям. Почти в центре этого ряда находится скульптура православной святой -- преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убиенной большевиками в 1918 г.


Скульптура св. новомученицы вел. княгини Елизаветы Федоровны на фасаде Вестминстерского аббатства

Скульптура св. новомученицы вел. княгини Елизаветы Федоровны на фасаде Вестминстерского аббатства


В Британском музее преставители академии, среди которых были преподаватели и студенты кафедры библеистики, сосредоточились на знакомстве с артефактами, имеющими отношение к изучению Священного Писания. Они осмотрели коллекцию месопотамских древностей, включая один из любопытнейших предметов -- цилиндрическую печать, датируемую 2200-2100 гг. до Р.Х. и известную под названием "Адам и Ева". Такого рода цилиндрические печати использовались в древности состоятельными людьми для того, чтобы поставить подпись под важными документами; цилиндр прокатывался по мягкому веществу, на котором оставался определенный рисунок. В силу сложности рисунка подделать саму печать было непросто, и она являлась надежным вариантом идентификации личности, наподобие современного паспорта. Исследователи, начиная с XIX в., рассматривали изображение на печати "Адам и Ева" как одголосок сохранившегося в Месопотамии предания о грехопадении первых людей, идентифицируя изображенных на ней мужчину (справа с рогами) и женщину (слева), как Адама и Еву, дерево посередине -- как дерево жизни, и змея рядом с женщиной -- как змея-искусителя (на отпечатке в музее змея видна дважды, так как цилиндром было сделано более 1 оборота, чтобы получить данный отпечаток). В настоящее время считается, что эта сцена вписывается в общий смысловой контекст изображений на цилиндрических печатях из Месопотамии XXII-XXI вв. до Р.Х.: мужчина сидит напротив жрицы, пальма и змея между ними символизируют плодородие (см. подробнее здесь).


Цилиндрическая печать Адам и Ева в Британском музее

Цилиндрическая печать Адам и Ева в Британском музее


Другим интересным артефактом из месопотамской коллекции, совсем недавно переведенным и представленным музеем широкой публике для знакомства, является древневавилонская табличка, повествующая о круглом ковчеге. Клинопипная табличка возрастом около 4000 лет на 60 строках приводит древневавилонскую версию истории о потопе, в которой бог Эа дал главному герою, Астрахасису, распоряжение построить спасительный ковчег круглой формы. Ученые сопоставляют такую форму ковчега с одним из известных типов рыбацких лодок, существовавших уже в древности (см. подробнее здесь и здесь).


Древневавилонская табличка с повествованием о потопе и круглом ковчеге

Древневавилонская табличка с повествованием о потопе и круглом ковчеге


Члены делегации осмотрели египетские залы, содержащие свидетельства о традиции погребения (мумии и саркофаги) и египетские скульптуры. Особый интерес вызвали широко известные скульптуры тех фараонов, которые с немалой долей вероятности могли быть фараонами исхода -- Раамсеса II (в случае поздней датировки исхода, т.е. около 1250 г.) и Аменхотепа II (в случае ранней датировки исхода, примерно 1450 г. до Р.Х.; именно этого варианта придерживается современный путеводитель по библейским артефактам, изданный Британским музеем). Конечно, преподаватели и студенты академии не обошли вниманием и знаменитый Розеттский камень, ставший ключем к дешифровке египетских иероглифов.


Скульптура, предположительно, Аменхотепа II, фараона исхода по ранней датировке

Скульптура, предположительно, Аменхотепа II, фараона исхода по ранней датировке


В залах ассирийской коллекции были осмотрены известные изображения крылатых львов с человеческими головами, охранявшими входы в дворцы царей и символизировавшими собой небесные существа, а также многочисленные барельефы, включая сцену взятия Лахиша ассирийскими войсками.


Члены делегации у крылатых львов из ассирийского дворца в Хорсабаде

Члены делегации у крылатых львов из ассирийского дворца в Хорсабаде


Для библейской археологии немалый интерес представляет так называемый Черный обелиск Салманассара III (858-824 гг. до Р.Х.), повествующий, среди прочих великих свершений царя, обращение в вассальное состояние израильского царства и принесение подати царем последнего Ииуем. Ииуй изображен на обелиске падшим ниц перед Салманассаром III; это изображение считается самым ранним из всех известных изображений еврея в мировом искусстве. Кроме того, это самый древний артефакт, на котором упоминается Персия, ставшая впоследствии (через Вавилон) символической наследницей Ассирии.


Фрагмент Черного обелиска, на котором изображен павший ниц израильский царь Ииуй (в центре)

Фрагмент Черного обелиска, на котором изображен павший ниц израильский царь Ииуй (в центре)


В персидской коллекции наиболее важным артефактом для изучения библейской истории является цилиндр Кира (около 539 г. до Р.Х.). В нем говорится о разрешении, данном царем всем народам, завоеванным Вавилоном, вернуться на свои земли и восстановить свои храмы. Как известно, этим разрешением Кира воспользовались еврейские пленники для возвращения в Иерусалим.


Цилиндр Кира

Цилиндр Кира


Кроме знакомства с артефактами в Британском музее члены делегации также предприняли поездку к археологическому памятнику, связанному уже с историей Британии -- к развалинам культового комплекса в Стоунхедже. Они познакомились с результатами археологических исследований в данном райное, представленными в музее, а также осмотрели сам древний памятник.


В Стоунхедже

В Стоунхедже


Представители академии посетили также Уиндзор -- резиденцию королевы Великобритании, осмотрели древнюю крепость, церкви и королевский дворец.


Королевская резиденция в Уиндзоре

Королевская резиденция в Уиндзоре


В пятницу, 22 февраля, делегация посетила Оксфорд. Члены делегации осмотрели достопримечательности города, включая университетскую церковь св. Девы Марии, Бодлианскую библиотеку, церковь, трапезную и строения Тринити колледжа.


В Бодлианской библиотеке Оксфорда

В Бодлианской библиотеке Оксфорда



В церкви Тринити колледжа

В церкви Тринити колледжа


В соборе колледжа Крайст Черч членов группы встретил прецентор собора англиканский священник Джон Патон, который рассказал об истории колледжа и собора, показал гробницу святой покровительницы Оксфорда преподобной Фридесвиды.


В соборе колледжа Крайст Черч

В соборе колледжа Крайст Черч



Гробница святой покровительницы Оксфорда преподобной Фридесвиды

Гробница святой покровительницы Оксфорда преподобной Фридесвиды


Затем генеральный секретарь Содружества святого Албания и святого Сергия протоирей Стивен Платт пригласил гостей в церковь, вокруг которой строится духовная жизнь братства, -- в церковь святых Григория и Макрины. Уникальной особенностью данного прихода является антиминс с подписью православных архиереев трех различных юрисдикций, что дает возможность проводить здесь службы священнослужителям, принадлежащим разным православным патриархатам.


В церкви св. Григория и Макрины

В церкви св. Григория и Макрины


В расположенном рядом здании Содружества состоялось собеседование с его членами, во время которого архиепископ Амвросий рассказал о духовном образовании в России и ответил на вопросы присутствующих.


Собеседование с членами Содружества святого Албания и святого Сергия

Собеседование с членами Содружества святого Албания и святого Сергия



Собеседование с членами Содружества

Собеседование с членами Содружества


Зетем члены делегации молились за всенощным бдением в церкви святителя Николая Чудотворца, настоятелем которой является отец Стивен. Молитву возглавили архиепископ Сурожский Елисей и архиепископ Петергофский Амвросий. После богослужения архиепископ Елисей приветствовал гостей и отметил важность подобного рода контактов, а архиепископ Амвросий в ответном слове поблагодарил правящего архиерея Сурожской епархии и отца Стивена Платта за теплый прием.


Во время всенощного бдения в церкви свт. Николая Чудотворца в Оксфорде

Во время всенощного бдения в церкви свт. Николая Чудотворца в Оксфорде



Архиепископ Амвросий обращается с благодарственным словом к архиепископу Елисею в церкви свт. Николая в Оксфорде

Архиепископ Амвросий обращается с благодарственным словом к архиепископу Елисею в церкви свт. Николая в Оксфорде


После богослужения состоялся прием в колледже Крайст Черч, который дал в честь делегации духовной академии королевский профессор богословия Оксфордского университета англиканский священник Греэм Уард. Во время приема, на котором вместе с членами делегации присутствовал архиепископ Сурожский Елисей, обсуждались вопросы богословского образования в Англии и России, а также перспективы дальнейшего сотрудничества.


Профессор Г. Уард

Профессор Г. Уард



На приеме у профессора Г. Уарда

На приеме у профессора Г. Уарда


В воскресенье, 23 февраля, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в православном кафедральном соборе г. Лондона. Ему сослужили клирики собора протоиерей Иосиф Скиннер, диакон Вадим Санцевич, а также члены делегации академии в священном сане. На сугубой ектении архиепископ Амвросий вознес молитву о страждущем украинском народе и об установлении мира на украинской земле. После евангельского чтения он обратился к прихожанам собора с проповедью, посвященной евангельскому чтению -- учению Господа Иисуса Христа о Страшном суде.


Архиепископ Амвросий произносит проповедь в православном кафедральном соборе в Лондоне

Архиепископ Амвросий произносит проповедь в православном кафедральном соборе в Лондоне


По окончании богослужения ректор духовной академии приветствовал викария Сурожской епархии архиепископа Керченского Анатолия.

В тот же день некоторые члены делегации посетили Лондонскую национальную галерею и осмотрели ее экспозицию.

Последнее обновление:
URL: https://bible-spbda.info/events/20140225/20140223.html

© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2012-2013.

Использование материалов допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 3.0 Unported License (CC BY-NC).